Чт, 28.03.2024, 14:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Официальный сайт МАДОУ детский сад № 41 "Березка"

Версия для слабов
Меню сайта
Год педагога и нас
важно
Госуслуги онлайн
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
оцените наш сайт
Всего ответов: 81
Друзья сайта
  • Организационно-методический центр uCoz
  • Комитет Образования
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Методическая копилка » Мои статьи

    Роль развивающей предметно – пространственной среды в преодолении речевых нарушений
    Организация развивающей предметно – пространственной среды требует особого внимания воспитателя и учителя – логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Это подтверждается исследованиями психологов:  на развивающийся организм ребенка большое внимание оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно – развивающая среда.
             Проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности, становится особенно актуальной в работе с детьми с нарушением речи.
             В соответствии с основными задачами и принципами построения предметно – развивающей среды для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)в групповой комнате должна быть :
    рационально расставлена мебель, выделены разнообразные уголки с использованием подвижных ширм- перегородок. Это позволит каждому ребенку найти место удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения
              Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.
    Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.
             Организуя развивающую среду в старшем дошкольном возрасте для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), педагоги должны руководствоваться с возрастными и психологическими особенностями дошкольников. Прежде всего, следует учесть, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом развития речи, в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.
             Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а педагог был «дирижёром», развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем. Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие педагога с детьми. Иной позиции требует её личностно-ориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения.
             Логосреда в группах компенсирующей направленности должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. В подготовительной к школе группе развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т.п.
    Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин.
             Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, задача такова: через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания. Важным моментом, которым считается, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.
             Большая часть, изучаемого детьми лексического материал, на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря логосреде в блоке совместной деятельности педагога с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребёнка, т. к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель достигнутой.
    опыт включения коррекционно развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении её эффективности.


    Источники:
    Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ОНР. СПб,«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО ПРЕСС»,2015
    http://doshvozrast.ru



     
    Категория: Мои статьи | Добавил: БеловаЛ (09.07.2020)
    Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]