Пн, 23.09.2019, 16:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Официальный сайт МАДОУ детский сад № 41 "Березка"

Версия для слабов
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Организационно-методический центр uCoz
  • Комитет Образования
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Проект по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по теме: «В детский сад с радостью!»

     

    «Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,

    сделайте его крепким и здоровым:

    пусть он общается, играет, бегает, кричит,

    пусть он находится в постоянном движении!»

    Руссо.

    Актуальность проекта.

    Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки они попадают в новые условия, что неизбежно влечет изменения поведенческих реакций, расстройств настроения, сна и аппетита. По данным официальной статистики, заболеваемость среди детей от 1 года до 7 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания.

    Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Вместе с тем научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья при адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

    Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.

    Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

    Основная идея данного проекта – обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности, интеграция познания, общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

    Одно из главных направлений проекта - помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с радостью.

    Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

    - Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально- психологического.

    - Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.

    - Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери (отцу).

    - Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.

    Цель проекта.

    Организация психолого-педагогической деятельности по созданию оптимально благоприятных условий для ребенка раннего возраста и их родителей в период адаптации к ДОУ.

    Задачи проекта:

    - преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    - обучение педагогов приемам и методам взаимодействия с детьми в адаптационный период;

    - повышение психолого-педагогической компетентности родителей в период адаптации.

    Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей:

    - снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

    - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

    - развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

    - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

    - развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    Участники проекта: педагог-психолог, медицинский работник, воспитатели групп раннего возраста, дети, родители детей, музыкальный руководитель

    Целевая группа: дети групп раннего возраста (53 человека) и их родители.

    Тип проекта: социальный

    Вид проекта: долгосрочный

    • реализации: август – ноябрь 2017 г. На сроки реализации проекта влияют следующие факты: адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений, даты поступления ребенка в детский сад, заболеваемость/посещаемость.

    Ожидаемый результат:

    • Уменьшение числа детей с трудной степенью адаптации к условиям ДОУ.
    • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.
    • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
    • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
    • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный этап

    1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
    2. Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
    3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
    4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «В детский сад с радостью»;
    5. Разработка анкет для родителей;
    6. Составление плана работы с детьми и родителями.
    7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

    Основной этап.

    1. Заполнение адаптационных листов.
    2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
    3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование.

    Завершающий этап.

    1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
    2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.

    Содержание работы.

    Работа с родителями

    Задачи работы с родителями:

    1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

    2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

    3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

    План мероприятий

    Форма проведения

    Тема/содержание работы

    Время проведения

    1.

    Встреча

    «Давайте познакомимся» (сбор данных о ребенке)

    август

    2.

    Родительское собрание

    «Большие проблемы маленьких детей»

    сентябрь

    3.

    Памятки

    Информация для родителей

    сентябрь- ноябрь

    4.

    Консультации

    Индивидуальная работа по воспитанию и развитию ребенка

    октябрь

    5.

    Анкетирование

    Предоставление родителям анкет для заполнения

    август-октябрь

    6.

    Беседа, консультация

    Информационное просвещение

    сентябрь-ноябрь

    7.

    Родительское собрание

    Итоги адаптации

    ноябрь

    Работа с педагогами

    Задачи работы с педагогами:

    1. Актуализация знаний педагогов о возрастных особенностях детей.

    2. Развитие профессиональной компетенции, профессионально-личностных качеств, способствующих построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

    План мероприятий

    Форма проведения

    Тема/содержание работы

    Время проведения

    1.

    Психологический практикум

    «Психологические особенности детей раннего возраста»

    август

    2.

    Семинар

    «Особенности адаптации детей к ДОУ»

    август

    3.

    Практическое занятие

    «Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ»

    сентябрь

    4.

    Групповая консультация

    «Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ»

    август

    5.

    Индивидуальные беседы, консультации

    По запросу педагогов ДОУ

    в течение года

    6.

    Анкетирование

    Предоставление родителям анкет для заполнения

    август-октябрь

    7.

    Семинар

    «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста»

    октябрь

    8.

    Групповая консультация

    «Уровень адаптации ребенка к ДОУ»

    ноябрь

    9.

    Тестирование

    Анализ результативности работы с педагогами

    ноябрь

    Работа с детьми раннего возраста

    Цель – введение ребенка в новый детский коллектив.

    План мероприятий

    Форма проведения

    Содержание работы

    Время проведения

    1.

    Анализ документации

    Знакомство с ребенком

    август

    2.

    Наблюдение

    Осуществление систематического контроля за эмоциональным состоянием ребенка, его взаимодействием со сверстниками и взрослыми

    сентябрь-ноябрь

    3.

    Игры и игровые упражнения

    Проведение работы с детьми

    август-ноябрь

    4.

    Психолого-педагогическая диагностика

    Анализ степени адаптации и уровня адаптированности детей

    ноябрь

    5.

    Игротерапия

    Индивидуальная работа с детьми с тяжелой степенью адаптации к ДОУ

    ноябрь

    Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:

    В группах имеются центры развития:

    • уголок для сюжетно-ролевых игр;

    • уголок ряженья (для театрализованных игр);

    • книжный уголок;

    • уголок для настольно-печатных игр;

    •выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

    • уголок природы (наблюдений за природой);

    • спортивный уголок;

    • уголок для игр с песком, водой;

    • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

    • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

    • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

    В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

    Все игры и игровые упражнения, представленные в проекте я, педагог-психолог, провожу сама.

    http://ddu329.minsk.edu.by/sm.aspx?guid=27303

    Легкая степень адаптации;

    Средняя степень адаптации;

    Тяжелая степень адаптации.

    Из анализа листа адаптации детей к условиям ДОУ за период с августа по ноябрь 2017 года, можно сделать вывод: из 53 человек - у 80 % детей наблюдается легкая степень адаптации, у 18 % средняя степень адаптации, у 2% тяжелая степень адаптации.

    Родители групп с интересом отнеслись к участию в организации проекта, оказывали помощь в изготовлении атрибутов, приняли участие в конкурсах и играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, отвечали на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ.

    Список литературы:

    1. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду». Москва «Просвещение», 2007.
    2. Иванова Н.В. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». Москва, 2011.
    3. Печора К.Л. «Дети раннего возраста в ДОУ». Москва, 2004.
    4. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
    5. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
    6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: БеловаЛ (02.12.2018)
    Просмотров: 104 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]