Вс, 15.09.2019, 15:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Официальный сайт МАДОУ детский сад № 41 "Березка"

Версия для слабов
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Организационно-методический центр uCoz
  • Комитет Образования
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    «Эмоциональное здоровье дошкольников»
    Консультация для педагогов
    «Эмоциональное здоровье дошкольников»
    Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников?
    Оно напрямую связано с психическим здоровьем, так как эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Сегодня мы будем говорить об эмоциональном общении ребенка дошкольного возраста с взрослыми как необходимого условия его психического здоровья. Ребенок находится в детском саду восемь-десять часов. Исключая время дневного сна, это не менее шести часов активного взаимодействия с окружающим миром в лице детей и воспитателей. Авторитет последних неизмеримо выше авторитета любого ребенка в этом возрасте. Отношения дошкольника с конкретным воспитателем будут определять его психическое самочувствие в детском саду, поэтому эмоции от общения со взрослым выступают важным фактором его психического благополучия.
    Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуально и важна. Что для этого нужно сделать воспитателю?
    Во-1-х – уметь создавать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе.
    Во-2-х учить детей управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Т.е. если дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребенка.
    Что для этого нужно уметь сделать педагогу?
    Учить детей заряжаться положительными эмоциями. Здесь активная роль принадлежит воспитателю. Можно предложить слушать с детьми пластинки, диски с разными музыкальными произведениями, рассматривать репродукции картин, фотографий. Дать детям музыкальный фрагмент и предложить детям исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту, вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.
    В занятиях можно использовать некоторые приёмы, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций от увиденного.
    Например,
    1. "Пиктограммы” - набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
    2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
    3. "Способы повышения настроения". Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
    4."Волшебный мешочек". Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагается ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
    Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда дети усвоят представления о "несловесных" средствах выражения эмоций, т.е. что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Например, можно попросить детей: "постарайтесь показать, как и с каким настроением вы шли сегодня в детский сад". Дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные эмоциональные воплощения детей. Можно учить детей изображать различных животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь - страшный, добрый, хитрый или злой, т.е. саму эмоциональную атмосферу.
    Игры и упражнения из серии "Я и мой язык", которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
    1. "Через стекло". Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или " принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение.
    2. "Иностранец". Детям можно сказать, что в гости к ним приехал иностранец, который не знает русского языка, а они не знают того языка, на котором он говорит. Нужно предложить ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.
    3. "Изобрази сказку". Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. В этой игре важно предварительно договорится о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
    4. "Зоопарк". Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу; прыгают, бегают, кричат, рычат.
    Развитие эмоционально опыта детей связано с формированием у них понимания различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого можно представлять детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Нужно помочь детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации с поведением волка, зайца и медведя - сказочных героев. Сначала детям предлагается типичный пример; "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице? Или по сказке "Заюшкина избушка". А как бы вы поступили на месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?
    Большое внимание необходимо уделять обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Объяснять, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты должны становиться объектом обсуждения. Можно спросить у детей в группе, как они считают, почему другие воспитанники так поступили? Необходимо объяснять на понятном детям языке, что, пока отрицательные эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть - все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами.
    В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, поэтому можно учить детей способам расслабления.
    1."Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.
    2. Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра "Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.
    Категория: Мои статьи | Добавил: БеловаЛ (15.04.2019)
    Просмотров: 36 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]